Маша и медведи на велосипеде



Какой наивной и прекрасной казалась мысль о том, что в горах, по которым долго и изнурительно ходят туристы, вершин можно достигать на велосипеде. Хорошо, что тогда мы отказывались верить в обратное, а ехали в автобусе, в багажнике которого уютно, прижавшись друг к другу тряслись четыре разобранных горных велосипеда, заедали коньяк клубникой и раздавали друг другу воспоминания о прошедшем рабочем четверге.

В туннеле при въезде в ущелье я пожелал исправности нашим железным коням, так как в горно-велосипедную авантюру мы попали первый раз и запасных деталей практически не было, а потому одна мелкая неисправность могла бы полностью провалить намеченные планы. А планы были велики. За полтора дня мы планировали достичь озера под ледником Сангути без автотранспорта, только на велосипедах или пешком. Нужно сказать, что идея о достижении горного озера на велосипедах привлекала нас с самого начала поездки. Когда-то мне рассказывали про это озеро, но дорогу описать не смогли и посмотреть на его спутниковые снимки тогда возможности не было. Но вот с того времени наступил новый летний сезон и ущелье было выучено досконально. Координаты, опознавательные знаки, расстояния, динамика изменения высот были записаны и сравнены с домашними, Таймазинскими. Оценивалось, что весь маршрут разобьется на велосипедный и пеший. Сложность велосипедного приравнивалась к дороге Мацута-Таймази. Сложность пешей части маршрута не должна была превысить Таймази-Кругозор.

Последнюю сотню метров прокаптил автобус и мы в спешке собрали велосипеды, чтобы подняться от моста к столовой. Погода прекрасная и очень хотелось скорее покататься. Поднявшись в лагерь и пообедав, мы тут же двинулись на водопад Крошкина под удивительные возгласы мам и детей. В первые же метры крутой спуск по мокрым камням подарил нам ощущение скорости.


От моста серпантин идет вверх вполне умеренно. Можно ехать со средней скоростью 7-10 км/ч. В редких моментах дорога портилась ручьями и большими мокрыми валунами, там приходилось идти пешком. Тогда вычислили минимальную скорость, с которой становится легче идти пешком нежели крутить педали. Если уклон становится крутым на столько, что ехать быстрее 5км\час средне-подготовленному велосипедисту любителю, коими являлись все мы, становится тяжело, то идти с этой же скоростью и волоча рядом велосипед будет гораздо легче. В целом по пути до Крошкина пешком мы шли примерно 25% пути и немногим больше времени.


На водопаде мы приготовили чай из малины и чебреца. Фотографии на фоне гор, водопада и велосипедов получились не плохие. Сделали несколько снимков с флагом команды игры «Дозор» «Дети мамы Чоли». Несмотря на то, что в «Дозор» никто из нас давно не играет, этот флаг часто фигурирует в наших поездках. Благодаря этой игре многие из нас знакомы.


После, примерно, часа проведенного на водопаде мы начали спускаться. Надо сказать, что спуск определенно стоил двухчасового подъема! Скорость, заносы, небольшие трамплины - было потрясающе. Ехали в линейку, лесенкой, друг за другом. Интересно на высокой скорости предчувствовать следующий маневр партнера, рисовать зиг-заги самому. Ехать и ощущать скорость быстрого, наполненного виражами спуска с горы это одно — а делать тоже самое в компании еще лучше. Групповой спуск на велосипедах можно было бы сравнить только с групповым прыжком с парашюта.


Вечер не мог обойтись без суетливых сборов и предвкушения завтрашней поездки, а если быть точнее, то предвкушения спуска от лагеря до Мацуты, который ожидался быть гораздо более продолжительным чем тот, по которому мы пролетели минувшим днем. О следующим за спуском подъемом почему-то никому думать не хотелось.

Шесть утра, будильник, горелка, чай с печеньем. Утром еще холодно, изо рта идет пар, в лагере тишина и нас провожают только одинокие сонные собаки, еды которым в такой ранний час от нас так и не досталось. Медленно, скользя по мокрым камням дороги проходим первые сотни метров. Дорога к Россельмашу прямо-таки и просит отпустить тормоза. Крупный гравий в верху ущелья сменяется, гладким грунтом, местами песком или мелкими камешками, по которым даже приятнее гнать чем по асфальту. Городской асфальт слишком правилен и понятен, а тут через упругие амортизаторы подвески точно чувствует покрытие под собой, выбираешь интересную для себя траекторию и все это на огромной скорости. Едем вниз минуту, десять, пол часа, час, второй - кажется, что этот бесплатный аттракцион никогда не закончится. Холодный утренний ветер, мелкие ручьи и лужи пропадают брызгами от ударов колес. Пальцы мерзнут от холодного ветра. Не большие выступающие валуны на дороге - спонтанная причина сделать небольшой прыжок. В районе серпанина грунт становится полностью песчанным, по нему особенно приятно ехать. Здесь удавалось развить скорость до 50 км/ч.


Как только вышло солнце стало заметно теплее. Останавливались и фотографировались у скал и на обрывах, стоянки были в Стур-дигоре и у начала ущелья Беляге-Дон. Мелкие подъемы в дороге казались не заметными потому, что устать на них мы не успевали. Пролетели недостроенную подстанцию и поворот на Данифарс. Надо сказать, что за окнами автобуса ущелье кажется совсем другим, во первых его видишь только с одной стороны автобуса, во вторых через мутные стекла старенькой «Сетры» мало какие детали можно уловить. Тут же, не смотря на примерно одинаковую скорость спуска велосипеда и автобуса, ущелье кажется гораздо более близким. Такое ощущение, что запомнился каждый поворот, ручей, воздух и запах.


Как все хорошее, так и наш скоростной спуск закончился и мы добрались до Мацуты. После запланированного завтрака вдоль дороги нас ждала плата за затяжной аттракцион, теперь только подъем. Ехали не быстро, но с постоянной скоростью, на крутых подъемах шли пешком. Проезжали Махчесск — село покрупнее Стур-дигоры, сравни Мацуте. Тут есть мост, школа и какое-то здание с бюстом. Нашли водопой, в котором вода текла из двух труб. Местная женщина сказала, что набирать воду нужно строго из верхней трубы. Для каких целей была предназначена нижняя мы побоялись спросить. За Махчесском было еще несколько мелких населенных пунктов. Дорога в основном была сносная, большую часть пути ехали, шли не много. Делали не большие остановки.

Интересной остановкой было село Фаснал, одноименное ущелью. В Фаснале нас сразу встретил колоритный местный дяденька с улыбкой и двумя огромными дружелюбными собаками. Оказалось, что Андропов Дима из нашей команды умел разговаривать с животными. Он мог, например, узнать имя или обменяться с ними короткими фразами. Так, грязный кабан Степан, встретившийся нам в Фаснале, сказал, что боится нас и беспокоиться за свою жизнь, имея подозрения, что его скоро пустят на мясо. Дима не стал его зачаровывать и сказал, что все будет хорошо, но Степан испуганно отсупил от нас и побежал вниз по дороге не оглядываясь. Дружелюбные собаки сказали, что дружелюбно они относятся только к тем с кем дружелюбен их улыбающийся хозяин. Разговаривающий Дима им особенно понравился и они давали ему лапы без просьб и команд. Лошади в поселке нас пугались, по словам переводчика они путали нас с ими подобными потому, что с рюкзаками на велосипедах мы походили им по росту и размерам, но в тоже время пахли как-то совсем по-своему странно. На все уговоры Димы лошади нас избегали. Над Фасналом высоко уходил крутой скалистый хребет, на котором паслась красивая белая лошадь. Из-за дальности Диме не удалось с ней поговорить.


Фаснал был в контрасте со всеми остальным селами этого и, я полагаю, соседних ущельев. Здесь много двухэтажных домов, которые строили бельгийцы. Они основали тут обогатительную фабрику, заброшенное здание которой нам очень понравилась. Это была разрушенная конструкция с едва-ли двумя стенами и конечно без крыши. Чувствовался основательный подход к строительству: широкие стены, огромные проемы. Стены были разрушены скорее всего искусственно местными жителями на камень для повторного строительства. Ощущение старины, опустошения и отсутствия жизни не покидало нас на всем протяжении пребывания в Фаснале. Хотя и о полном отсутствии жизни говорить не приходилось, внутри фабрики уютно обосновались свинарники с кучами навоза высотой в человеческий рост. Рационализм здесь более чем понятен, зачем строить четыре стены, когда можно пристроиться к двум. Место определенно напоминало «Дозор» и глаза невольно искали черный балон.


Милая женщина Зоя из соседнего с фабрикой дома сразу нам сказала, что тут нам лучше не жить потому, что заниматься молодежи здесь совершенно нечем. Сказала, что знает директора нашего лагеря и, что в соседнем здании была отличная больница, в которой проводили не простые операции и, что все из нее выходили здоровыми и счастливыми, но которая не функционирует к сожалению уже очень долго. Зоя пригласила нас на чай, от которого мы вынуждены были отказаться.

Было видно, что Фаснал пережил свои лучшие времена и из-за того тут особенно чувствовалась тяжесть времени. Фаснал стал как и многие поселки в ущелье тихим и гордым. Через него дул прохладный горный ветер, который ничего не приносил и ничего не забирал. Показалось, что мы провели в Фаснале около двадцати минут, часы же показали полтора часа. За время езды до Фаснала мы не встретили ни одной машины и ни одной повозки.

За Фасналом дорога стала существенно круче. Если до Фаснала нам встречались люди, то после их практически не было. Только три блестящих стальных провода на железных опорах высоко над над головами говорили нам о том, что электричество, а соответственно и какая-то жизнь дальше все же есть. По пути встретилась интересная конструкция, похожая на мини-гидроэлектростанцию, с входными фильтрами воды, с щетками для их очистки, с перепадом уровней. После гидроэлектростанцию мы практически только шли. Следующим поселком была Дунта, за ней кончалась автомобильная дорога и там мы планировали пообедать и думать как быть дальше с вело транспортом, оставлять велосипеды и идти пешком или ехать до тех пор пока будет дорога и бросать велосипеды где-то в лесу.


На подходе к Дунте силы были практически на исходе, подходили к ней исключительно пешком. Перед входом в Дунту остановились на продолжительный обед с отдыхом, который всех поднял на ноги, а Ярцев Паша даже умудрился поспать. Терещенко Маша приготовила вкусную тушенку с анакомом. Надо сказать, что с присутствием девушки в коллективе ехать было гораздо веселее. Обед и отдых заняли почти два часа. По Дунте шли пешком. Сама по себе Дунта представляла собой крайне загаженный поселок. Навоз был везде и практически не было людей, такое грязное и снова пустое место, по которому одинокими стайками ходят свиньи, как будто, выжившие после недавней навозной катастрофы. Пройдя Дунту мы нашли колонку воды где она по длинному шлангу сначала спускалась с небольших снежников противоположной стороны ущелья, а затем поднималась на меньшую высоту поселка и била здесь приличным напором. Разумным решением местных жителей было не брать воду из ручьев загаженного места. Снимки со спутника напоминали, что некоторое подобие дороги шло еще немного дальше, но велосипеды мы решили бросить в здесь. Дима с Пашей нашли худощавого мужичка, у которого расспросили насчет стоянки велосипедов, ущелья и озера. Он сказал, что мы можем спокойно бросить велосипеды хоть здесь, по среди дороги потому, что их все равно никто не возьмет, и действительно велосипеды брать было не кому. Насчет озера мужичок сказал, что до озера идет тропа по левой стороне ущелья и, что по ней как и по всему ущелью туристов уже давно не встретишь. Мы без страха оставили велосипеды с оборудованием во дворе дома мужичка. На вопрос как зовут мужичка он ответил что-то не понятное, типа «Ээрамн», после чего добавил «..ну не было тогда осетинского имени, не было, капиталисты проклятые развалили же страну..». Слово за слово с мужичком и мы рисковали остаться на глубокий проникновенный разговор о том кто именно, когда и зачем развалил страну. Все посчитали его добрым мужичком, который устал от возделывания своей земли, вернее той части чернозема, которую удается отсеять от камня и скал. Мы назвали его про себя Германом и поблагодарили.

Дальше шли пешком, сытые и веселые. Горы в Фаснальском ущелье пологие и гладкие как бархат. Колея дороги едва пробивалась сквозь траву и конечно навоз. Нам настолько надоело его обходить, что мы дружно шли и пришлепывали в такт друг другу, это объединяет. Вскоре прошли святое место, некое подобие Святого Георгия: столы, навес, но все закрыто на замок, людей нет и здесь. Дальше дорога перешла в тропу, которая пропала в густых кустах крапивы, вновь появилась и спустилась к реке где дальше мы шли по камням ее левого берега. Был не простой участок, когда река подступала к берегам и нужно было уходить по крутому травянистому склону вверх. Этот небольшой участок реки шли очень долго. За ним начинались одни только камни высохшей реки ледника. Когда высохшая река расширилась, то камни обращались в целое поле какой-то сухой планеты «Железяка». Вдалеке виднелось раздвоение ущелья: налево должен был уходить водопад, прямо ледник. Дорога была унылой и не быстрой, накатывалась усталость и идти по выпуклым камням было не удобно.

Подойдя к развилке было понятно, что влево круто взбираются скалы, где-то между ними был спрятан водопад. В этом месте камни реки затянулись мхом и песком, на которых было обилие молодых берез. Островки из песка и плесени образовывали гладкие площадки где просматривались отличные места для стоянки. Время близилось к восьми вечера, здесь мы встали на ночевку.


Вечер был прекрасен насколько может быть прекрасен вечер в горах, кроме того он был украшен днем рождения Паши, а значит горный ужин был еще и торжественным. Зная Пашу, такой вечер не мог обойтись без изящной бутылочки качественного «X.O.» Мы весело сидели у костра, а когда сидеть в позе лотоса не было сил, улеглись на кариматы рассматривать звезды и млечный путь, которые в горах просматриваются так ярко, что кружится голова.

Ночь была спокойная, подъем запланировали на ранние 5 утра, нам нужно было сильно набрать высоту, найти заветное озеро, спуститься, собрать базовый лагерь, вернуться в Дунту за велосипедами, осуществить спуск в Мацуту, где нас должен был забрать автобус в Таганрог. Холодное июньское утро, однако, полностью развивало приятные мысли. На воздухе было около пяти градусов тепла и согреться вне палатки был очень не просто. Позавтракав и оставив палаточный лагерь мы двинули в сторону озера. Камни реки быстро закончились и мы оказались перед крутым склоном мокрой утренней травы. Деваться было некуда, тропы, о которой говорил Герман не было видно. Из-за утренней расы ноги и штаны мгновенно промокли, карабкаться было не просто. У Паши были скользкие кроссовки и он рисковал заскользить. Трава заканчивалась и переходила в крупную сыпуху. Густые березы в начале склона спасали от падения. На пути встретился не большой массив скал, было ясно, что обходить их нужно было слева, а справа должен был быть обрыв. В массиве мы увидели не широкое место возможное для прохождения пешком, я направился туда, сказав, что я посмотрю что там и не прогадал. Забравшись между скал и пройдя еще метров 10 вверх я вышел на отличную смотровую площадку, на которой открывался вид на прекрасный водопад. По правую сторону водопада висела огромная плоская скала метров 30 высотой. Перед скалой падала вода в две или три ступени каждая метров по 10-15 примерно. Этот водопад был очень красивый, пожалуй самый красивый который я видел в Таймази. Во многом благодаря тому, что он был очень высокий и украшен огромной стеной скалы. Сама смотровая площадка находилась тоже на приличной высоте, что придавало открывающемуся виду особое ощущение. Несколько минут я смотрел на водопад после чего вернулся к друзьям. Несколько десятков метров вверх и мы наткнулись на тропу, по которой действительно давно не ходили, она шла к еще одной смотровой площадке. Дополнительная высота второй смотровой давала дополнительную перспективу, отсюда вид на водопад был еще более впечатляющим. Мы повалялись на краю смотровой и пофотографировались.


Мы дошли практически до места где заканчивалась трава и начинались одни только камни и скалы. Когда перед нами открылось новое ущелье, сразу стало понятно, что до озера еще очень долго, возможно даже часов 6-8 ходьбы, времени, которого у нас не было. Похоже, что мы добрались до точки дальше, которой уже не пойдем. Жаль, что нам не удавалось достичь озера — цели ради, которой мы шли сюда. Но несмотря на это мне показалось, что никто сильно не расстроился, даже здесь было очень красиво, водопад и это гладкое зеленое, не похожее на наше ущелье определенно дарили новые впечатления.

Спустившись к палаточному лагерю солнце едва ли касалось верхних веток берез. По прежнему было прохладно, но как только солнце осветило наши макушки, то моментально стало жарко, благодаря чему мы разделись и высушили вещи от мокрой травы. Мы высохли, попили чаю, собрались и двинулись в путь в низ.

Вернувшись в Дунту и найдя Германа, мы поболтали с ним «за жизнь». Оказывается, что Дима с людьми не менее коммуникабелен, чем с животными, а возможно, что нам просто давно не попадались животные и ему нужны были новые собеседники. Мы должны были что-то предложить Герману в благодарность, но у нас ничего не было, кроме открытой пачки ароматизированного «Капитана Блэка» с дня рождения Паши, но Герман их не взял, сказав что настоящие сигареты должны быть настоящими сигаретами и достал вероятно настоящий «Донской табак». Поблагодарив Германа мы отчалили. Теперь нас ждал только спуск, огромный двух часовой спуск.

Скорость была молниеносной, местами разогнаться мешали колеи высохших ручьев и крупные камни. Все, что тянулось в течении четырех или пяти часов подъема, проносилось за считанные секунды. Ослики, лошади, кабан Степан, мосты, водозаборник, Фаснал, мы уже почти не останавливались, летели и прыгали на камнях. По пути встретили маленькую девочку на детском велосипеде, которую едва удалось обогнать. Мужички Махчесска что-то орали нам вслед, но из-за скорости и ветра мы их не слышали. Это был потрясающий спуск, такой же быстрый, насыщенный и яркий как эти выходные проведенные здесь, в Таймази.



Каляев Захар, июнь 2011 г. e-mail